Страховые компании России нередко пытаются обмануть обращающихся к ним клиентов. Количество претензий на них от граждан растет с каждым годом. Выясним, как грамотно и без ошибок составить заявление, куда его подать, какие органы занимаются рассмотрением претензий.
Когда можно жаловаться
Часто претензии на компанию поступают по следующим причинам:
- отказ выплачивать сумму страховой компенсации по необоснованным причинам;
- откладывание срока выдачи денег;
- безосновательное снижение возмещенной суммы;
- отказ заключать контракт по разным придуманным поводам;
- навязывание дополнительных страховок;
- требование принести дополнительные бумаги, которые не требуются в конкретной ситуации;
- необоснованное противозаконное повышение тарифов.
Список причин, по которым можно написать жалобу на СК, примерный. Существуют и другие нарушения со стороны фирм. Страховщики не горят желанием выплачивать деньги пострадавшим, поэтому гражданам приходится обращаться в структуры, которые контролируют деятельность компаний – РСО, ФАС, прокуратуру, ЦБ РФ, Роспотребнадзор.
Как именно подать жалобу на страховую: пошаговый алгоритм
Как и у многих других жалоб, у этой претензии не существует единого установленного образца для заполнения. Каждая из них рассматривается в индивидуальном порядке. Но существует ряд требований по написанию заявки.
Что должен содержать документ:
- личная информация о гражданине – ФИО, адрес, телефоны для связи;
- сведения о страховщике – наименование, адрес, ОГРН, ИНН;
- текст, описывающий смысл жалобы – детальное разъяснение обстоятельств, которые заставили гражданина написать претензию;
- требования заявителя с отсылками на соответствующие законодательные нормы;
- номер полиса ОСАГО;
- перечень приложенных бумаг;
- дата написания жалобы и подпись.
Если жалоба оформляется от руки, то писать нужно разборчиво. Если печатается на компьютере, то заявитель должен оставить на ней свою подпись, дату и расшифровку.
В тексте нельзя использовать эмоциональных, нецензурных выражений.
Образец жалобы можно скачать по ссылке.

Порядок действий при нарушении прав:
- Необходимо обратиться с претензией на действия специалистов или руководителя компании в саму СК. Часто проблемы возникают не из-за внутренней политики фирмы, а по причине небрежности самих сотрудников. Уже на этом этапе вопрос может быть разрешен. Если до этого никуда не обращались, следует приступать к следующему шагу.
- Если за 10-14 дней не поступило ответа или проблема не решена, стоит обратиться в органы надзора с претензией на страховую фирму. Одного структурного подразделения нет, поэтому пострадавший вправе самостоятельно выбрать адресата жалобы, основываясь на сути проблемы. Если вопрос кроется в финансовом обмане (занижено возмещение или страховщик не желает выплачивать компенсацию), то рекомендуется отправиться сразу с иском в суд. Образец иска к страховой компании при ДТП можно скачать по ссылке.
- Собрать имеющиеся доказательства. Это могут быть видеозаписи, фотографии, документы. Их обязательно нужно приложить к заявке.
Куда и по каким вопросам обращаться
Если гражданин стал участником незаконных действий со стороны страховой фирмы, то он имеет полное право составить жалобу и отправить ее в несколько контролирующих структур.
Центральный банк РФ
Эта организация не принадлежит к государственному органу. Она выпускает деньги для страны, чтобы люди могли брать кредит, устанавливает контроль за деятельностью страховых компаний. В этих целях Банк разработал Единую методику, чтобы определить величину ущерба по ОСАГО. Также Центробанк повысил тарифы на страховке, чтобы страхователи могли выплачивать пострадавшим возмещение за разбитые автомобили и ущерб здоровью.
Подавать претензию можно в письменной форме или электронной, через интернет. Адреса и ссылки даны ниже.
Страховые фирмы боятся, что у них отзовут лицензию, и они не смогут продолжать вести свою деятельность. ЦБ обладает такими полномочиями и может запросто закрыть недобросовестную СК.
В ст. 27.34 Кодекса об административных правонарушениях указано, что ЦБ обязан рассматривать случаи, касающиеся необоснованного отказа в приобретении страховки, навязывании ненужных услуг.
В каких случаях можно предоставить жалобу в ЦБ:
- коэффициент бонус-малус неверно рассчитан;
- уменьшение выплачиваемой суммы;
- задержка выдачи страховой компенсации или незаконный отказ;
- трудности с онлайн-страхованием;
- отказ СК принимать или выдавать документы о выплатах;
- если СК, осуществляющая возмещение, расположена далеко от заявителя.
Заявку можно передать тремя способами:
- через интернет, зайдя в онлайн-приемную ЦБ по ссылке: https://www.cbr.ru/reception/;
- в письменном варианте, отослав через почту в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России, адрес: 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12. Можно отправить копии письма в областное подразделение ЦБ, если заявитель из региона, и в СК;
- при личном посещении Банка по адресу: Москва, Сандуновский пер., д. 3, стр. 1.
Скачать образец жалобы в ЦБ на страховую можно по ссылке.
Написанную жалобу необходимо подтвердить при помощи фото, видео, документов. ЦБ рассматривает заявку в течение месяца.
Федеральная антимонопольная служба
Подача заявки с жалобой в ФАС уместна, когда при приобретении автомобиля, оформлении ссуды, страховании дачи или жизни, заявителя принудили страховаться в конкретной фирме на невыгодных для него условиях. Яркий пример – ФАС Чувашии за нарушения истребовал от Росгосстраха несколько десятков миллионов рублей.
Часто в этот орган отправляют жалобу, если СК отказывается предоставлять услуги без заключения дополнительного договора. Это может расцениваться как злоупотребление своим положением.
Основной подтверждающий документ – отказ страховой компании в письменном виде. Чтобы жалобу рассмотрели быстрее, лучше написать ее в областное отделение. Доставить ее можно через почту заказным письмом, вручением лично и через сайт.
Контакты в Москве:
Адрес: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, Д-242, ГСП-3. Телефон: +7 (499) 755-23-23.
Электронная почта: [email protected]
Скачать образец жалобы в ФАС можно по ссылке.
Российский союз автостраховщиков
Эта компания создана страховыми фирмами, поэтому она, прежде всего, защищает их интересы, а не заявителей. Часто со стороны страхователей поступают претензии по поводу понижающих коэффициентов. Они непонятным образом исчезают из базы данных в страховой фирме по ОСАГО (например, в АльфаСтраховании). Пропадают именно у тех потерпевших, у которых за несколько десятков лет не случилось ни единой аварии.
РСА может оштрафовать страховщика, исключить из членов союза. Тогда он не сможет реализовывать ОСАГО и потеряет свой статус. Но это происходит в редких случаях при долгих серьезных нарушениях.
По каким проблемам послать жалобу в РСА:
- если неверно произведен расчет КБМ;
- сложности с выплатой средств по европротоколу.
Контактные данные: 115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, строение. 3
Телефон: (495) 771-69-44
Скачать образец жалобы на страховую в Российский союз автостраховщиков можно по ссылке.
Роспотребнадзор
Этот орган контроля призван защищать права потребителей. Каждый гражданин, который имеет претензии к фирме, может подать заявку на неправомерное оказание услуг. Сюда включено добровольное и обязательное страхование. Подробнее о том, как составить жалобу в роспотребнадзор.
Часто жалуются на навязывание заключить дополнительный контракт. Это противоречит 16 статье Закона «О защите прав потребителей».
Образец жалобы на страховую в Роспотребнадзор можно скачать по ссылке.
Объем символов в заявке в этом случае ограничен, поэтому если претензия и приложенные документы большие, то лучше написать на электронную почту. Установленный период рассмотрения заявки составляет 30 дней. Электронный вариант жалобы обрабатывается 3 дня.
Телефон в Москве +7 (499) 973-26-90. Официальная электронная почта: [email protected]. Интересующие вопросы можно узнать по горячей линии: 8 800 100-00-04.
Прокуратура
Это один из самых мощных органов государства. Туда можно отправить претензию при любом нарушении прав человека. Обычно в прокуратуру направляются в крайних случаях, когда посещение других организаций не дало результатов. (здесь о том, как правильно написать жалобу в прокуратуру)
Обращаться с жалобой в этот орган стоит тогда, когда сотрудники страховой фирмы совершают противоправные действия по отношению к гражданину.
https://www.youtube.com/watch?v=Z6t-rFXIpr4
Рекомендуется писать заявку по адресу территориального подразделения. Это можно сделать в письменном виде, лично и через сайт. Как и везде, здесь также потребуется предоставить доказательства нарушений со стороны компании – записи видео, фотографии, оригиналы документов, показания свидетелей.
В каких случаях подают претензию в прокуратуру:
- отказ продать полис КАСКО;
- оттягивание времени возмещения;
- навязывание допуслуг.
Заявку будут проверять 15-30 дней.
- Контакты органа в Москве:
- Почтовый адрес – пл. Крестьянская Застава, дом 1, Москва, Россия, ГСП-2, 109992
- Телефон справочной службы – +7 (495) 951-71-97
- Внутренний телефон справочной службы – 1547
- Факс – +7 (495) 951-50-40
- E-mail: [email protected]
Скачать жалобу на страховую компанию в прокуратуру можно по ссылке.
Проанализировав практику последних лет, можно сделать вывод, что в большинстве случаев при подаче жалобы в соответствующие органы надзора проблемы решаются быстро. Чтобы быть уверенным в положительном исходе, претензию нужно составить с учетом всех требований и правил.
Добавить комментарий