Сложные юридические вопросы доступным языком

Москва и область+7 (499) 938-42-57
Санкт-Петербург и область+7 (812) 425-61-70
Бесплатная горячая линия

Прорвало стояк в квартире — кто виноват и что делать?

Квартиру затопило

Заливание соседей, проживающих ниже этажом — распространенная бытовая проблема. Прорывы стояка в квартире обычно случаются в постройках с обветшалыми коммуникациями, которые давно не проверялись инспекцией от управляющей компании.

Согласно закону, контроль за трубами, по которым в квартиру поступает отопление, вода и выводится канализационный сток, лежит на коммунальной службе, к которой приписан жилой дом. Проверка должна производиться регулярно, но по факту это может не происходить вообще. Иногда подобные проблемы возникают из-за невозможности попасть в квартиру жильцов, но чаще всего источник сложностей — бюрократия и халатность со стороны сотрудников управляющей компании.

Проблему усугубляет то, что протекание может возникнуть среди рабочего дня, когда дома никого нет. По возвращению вечером можно обнаружить у своих дверей возмущенных соседей, которые готовы предъявить счет на возмещение ущерба, нанесенного бытовой технике и внешнему виду квартиры. Ремонт не бывает дешевым, но многие жильцы соглашаются взять ответственность на себя, чтобы не портить отношения с соседями и не доводить дело до суда. Однако, данное поведение в корне неверно. Степень ущерба, причину аварии и виновную сторону должна определять специальная комиссия, сформированная управляющей компанией. Именно эта инстанция по умолчанию несет ответственность за подобные аварии в жилом доме.

Причины затопления

Первый вопрос: из-за чего произошла протечка? Ответ на него, подтвержденный доказательствами, поможет установить виновную сторону, которая должна взять на себя покрытие ущерба.

Существуют следующие категории причин, по которым происходят неполадки со стояком:

  1. По вине жильцов. К данной разновидности относятся ситуации, при которых хозяева квартиры производили несанкционированный ремонт или модернизацию труб, делали перепланировку помещения без согласования с управляющей компанией, или подвергали коммуникации нецелевому использованию. Также вина ложится на хозяев в ситуациях, когда они заметили неполадки, но не обратились в аварийную службу и не предприняли иных действий по устранению проблемы.
  2. По вине коммунальной службы. Касается аварий, когда не производился плановый осмотр труб, или в его ходе не фиксировалась необходимость ремонта. Также ответственность распространяется на случаи, при которых к протеканию привела некачественно произведенная работа по замене или модернизации стояка.

Следует отдельно остановиться на предоставлении доказательств, помогающих определить степень вины коммунальной службы или жильцов. Любой осмотр должен сопровождаться официальным актом, в котором следует перечислить установленные неполадки или повреждения. Если гражданин не предоставляет инспекции доступа в свою квартиру, это приравнивается к нецелевому использованию общедомового имущества. Ответственность при такой ситуации ложится на владельца квартиры.

Как себя вести, куда обращаться

Итак, обнаружен прорыв труб в стояке. Вне зависимости от того, кто среагировал первым — собственник помещения, или затопленные жильцы — необходимо звонить в аварийную службу. Ее номер телефона напечатан на квитанциях для оплаты коммунальных услуг. Как правило, горячая линия работает круглосуточно.

Перекрывать подачу воды в квартиру без надзора специалистов нежелательно — это может сыграть против хозяина при установлении виновной стороны. Лучше озадачиться спасением имущества от потопа и предупреждением соседей о возникшей проблеме.

По прибытию аварийной бригады необходимо составить акт протечки, в котором должна быть указана причина происшествия, а также составлен полный список вещей, которым нанесен ущерб. Для того чтобы добиться полной компенсации, лучше предоставить чеки с указанной стоимостью пострадавшего имущества, а также заключения технической экспертизы, в которых будет указано, что предмет невозможно использовать по назначению вследствие заливания водой. После сбора необходимых документов следует направлять в управляющую компанию претензионное письмо с требованием покрыть расходы на ремонт и покупку новых вещей.

Если не удается прийти к единому мнению

Дальнейший ход событий зависит от того, согласны ли стороны с официальным заключением. Если да — виновник должен восстановить нанесенный ущерб. При возникновении противоречий нужно обращаться в вышестоящие инстанции за повторным разбирательством. Если коммунальная служба отказывает жильцам в работе по факту аварии, следует писать жалобу в прокуратуру по месту проживания. К ней можно прикрепить существующие документы, касающиеся аварии — акт протечки, заключения независимых экспертиз и т.д.

Если квартира муниципальная

В случае, когда гражданин проживает в помещении, которое находится в собственности города, государства, или иных организаций — ответственность за содержание коммуникаций ложится на официального владельца. Следовательно, если при протечке выясняется, что она произошла по вине жильцов, ответственность ложится на собственника.

Инженерные коммуникации, по которым в квартиры поступает водоснабжение и отопление, согласно закону, находятся в собственности управляющей компании, которая обслуживает дом. Следовательно, ответственность вследствие аварии чаще всего ложится именно на коммунальную службу. Жильцы обязаны пользоваться трубами по назначению, сообщать в УК о замеченных неисправностях и своевременно вносить платежи на капитальный ремонт. Из этих средств формируется фонд, за счет которого производится сервис и замена коммуникаций.

Для того чтобы получить деньги за нанесенный ущерб, следует доказать, что управляющая компания не производила своевременный осмотр и не устраняла неполадки, о которых сообщали жильцы. Для этого необходимо собрать доказательную базу, желательно — при участии опытного юриста. Он поможет установить, кто виноват, если прорвало стояк в квартире.

Макарова Наталья Николаевна

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

Остались вопросы по теме Спросите у юриста

конфиденциальнооперативнобесплатно

Задать вопрос

Город

Имя

Телефон

успешно отправлено

Сообщение доставлено

мы перезвоним в течение 5 минут

Задать ещё вопрос

ЖКХ Количество просмотров 96 Количество комментариев 0 Автор Дежурный Юрист Дата публикации 02.02.19
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
Загрузка...

нет комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью