Сложные юридические вопросы доступным языком

Москва и область+7 (499) 938-42-57
Санкт-Петербург и область+7 (812) 467-32-98
Бесплатная горячая линия

Нужен ли обходной лист при увольнении и как его оформить?

Обходной лист при увольнении

Многие работники со стажем сталкивались с необходимостью оформлять обходной лист при увольнении. Для кого-то эта процедура оборачивается приятным ритуалом, позволяющим попрощаться со всеми коллегами. Но чаще случается, что процесс подписания «бегунка» доставляет больше неудобств и неприятных моментов, особенно, когда руководством поставлена задача усложнить жизнь уходящему.

Что такое обходной лист и зачем он нужен?

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
  • Позвонить:

Как такового, понятия обходного листа в трудовом законодательстве не содержится. Впрочем, ТК РФ не конкретизирует своих требований и к акту приема-передачи дел, чем, по сути, «бегунок» и является.

Но, если акт передачи составляется между двумя специалистами и только в отношении прямых трудовых обязанностей, то обходной лист представляет собой сводный документ, в котором фиксируется состояние дел на момент расставания. Нужен ли обходной лист при увольнении, решать только самому работнику. Законодательно у работодателя нет оснований отказать в принятии заявления или предоставлении расчета только потому, что человек не подписал выдуманную им бумагу.

Тем не менее, сотруднику не стоит так уж пренебрежительно относиться к требованиям бывшего руководства. Если специалист полностью уверен, что никаких обоснованных претензий по его работе у нанимателя нет, то обойти все отделы перед увольнением даже приятно. Однако, для того, чтобы данный документ был полезен для самого сотрудника, составлен он должен быть в двух экземплярах.

Если же претензии есть, но они легко устранимы или не имеют под собой оснований, то обходной тоже нужно подписать. Это позволит быстро исправить все недочеты, которые вполне могут накопиться за годы работы, а также защититься от надуманных обвинений уже после подписания приказа об увольнении.

Юридическая сторона вопроса

Форму «бегунка» разрабатывают внутри организации, потому что унифицированного образца нигде в нормативных документах не найти. Для придания такой бумаге большей легитимности, бланк нужно утвердить приказом по предприятию или сделать его приложением к коллективному договору.

Но даже тогда использовать его в качестве заградительного аргумента для увольняющихся будет незаконно. Единственное применение для такого документа – дополнительное доказательство недоработок или материальной ответственности работника перед компанией, если об их устранении не удалось договориться сразу и дело дошло до суда.

Обходной лист не может быть преградой для оформления расчета и получения денежных средств.

Является ли обязательным?

Все те, кого мучают сомнения относительно того, зачем нужен обходной лист при увольнении и нужно ли бояться контракта, в котором его подписание указано как обязательное условие, нужно запомнить – ТК РФ подобного ограничения для прекращения сотрудничества не содержит. А это означает, что любые попытки отказать в выдаче приказа, трудовой или расчетных, основанные на отсутствии «бегунка», произвол и прямое нарушение ст. 84.1 ТК РФ.

При этом нельзя сказать, что обходной так уж бесполезен и нужен только работодателю (исключительно с целью «достать» уходящего). Чаще всего правильно оформленный и составленный в двух экземплярах обходной лист выступает как обоюдоострое оружие:

Основные подразделения, указанные в бланке «бегунка» Способы использования работодателем Способы защиты для работника
Новый специалист на покидаемой должности После ухода прежнего сотрудника, новый не сможет списать свои ошибки или незнание на халатность прежнего. Руководство изначально будет проинформировано о том, что и в каком состоянии передано. Подробно составленный акт передачи дел и подпись принимающей стороны в обходном листе позволят бывшему сотруднику спокойно реагировать на телефонные звонки прежнего начальства. Если процесс передачи дел и ознакомление со спецификой предприятия проведены под роспись, все претензии беспочвенны.
Административно-хозяйственное подразделение Если работник отказался от посещения завхоза, а после его увольнения каких-то материальных ценностей не досчитались, есть повод подозревать бывшего сотрудника. Пустой обходной будет лишним доказательством в суде. Часто для успешного выполнения своих обязанностей работнику требуются инструменты, оборудование, предметы бытового использования. Если их выдали по подпись и назначили сотрудника материально-ответственным лицом, то сдать все ценности необходимо до даты увольнения и тоже с получением подписи принимающего.
Кадровая служба или отдел безопасности Всегда есть перечень документов, которые нужно выдать при увольнении. Если в обходном работник расписался о получении копий, справок и оригиналов требуемых бумаг, то основания заявлять о нарушении его прав у сотрудника отсутствуют. Некоторые предприятия практикуют установление режимного прохода на территорию, а также выдают работникам удостоверения об их месте работы и должности. Подобные документы должны быть возвращены в отдел кадров, чтобы в дальнейшем человека не обвинили в злых намерениях.
Бухгалтерия, отдел охраны труда и прочее Сообщение об увольнении одного из членов коллектива – лишний повод проверить, все ли связанные с ним документы оформлены полностью и нет ли пропущенных подписей. Посещение данных подразделений не будет для сотрудника критически важным. Скорее, это страховка для тех, кто остается. Поэтому отсутствие подписей в этих графах не нанесет работнику вреда, даже если начальство будет очень недовольно.

Вне зависимости от того, что будет зафиксировано в обходном листе, защитить рассчитавшегося сотрудника он может только в том случае, если у него на руках сохранилась его копия. В противном случае работодатель может просто заявить о том, что его не существовало.

Законен ли?

Ответ на вопрос, что такое обходной лист при увольнении и законно ли это требование работодателя, содержится в ст. 84.1 ТК РФ. Поскольку такого документа среди обязательных в этой статье нет, правомерность требования письменного подтверждения взаимного отсутствия долгов сводиться к нулю.

Другое дело, что в большинстве случаев такие действия становятся необходимостью. Если отказаться от сводной формы обходного листа, то при расторжении трудового договора многим специалистам придется составлять сразу несколько дополнительных документов:

  • акт приема передачи дел;
  • расписка о возврате средств в кассу;
  • накладная или акт о передаче материальных ценностей, принятых на ответственное хранение;
  • документ о возврате выданных материалов, содержащих коммерческую тайну или конфиденциальную информацию;
  • акт о возврате или аннулировании личных паролей, электронных подписей и сертификатов.

Если все эти моменты затрагиваются в обходном листе, то легче подписать одну бумагу у нескольких коллег, чем оформлять целый пакет документов.

Принуждение к оформлению обходного листа при расчете – незаконно. Добровольное собрание подписей коллег в «бегунке» — допустимо.

Правила оформления

Как уже было сказано выше, любой документ должен быть составлен в двух экземплярах. Для работника это сослужит хорошую службу сразу в двух моментах:

  • у него останется доказательство того, что на момент увольнения к нему не предъявлялось никаких претензий;
  • просьба оставить автограф в графах второго экземпляра всегда отрезвляет любого подписанта и снижает риск подтасовок.

Форма и образец

Бланк обходного листа при увольнении может быть разработан и закреплен приказом по предприятию, а может быть составлен в свободной форме. Поскольку законодательно он не утвержден, то и претензий к неправильному оформлению быть не может.

 

esli-pri-uvolnenii-rabotnik-ne-sdal-obhodnoy-list

Как заполнить?

Поскольку форма документа вольно трактуется на каждом отдельном предприятии, общих правил и обозначений не выработано. Чаще всего обязательными являются графы:

  • название отдела;
  • ФИО и должность подписанта;
  • примечание (например, претензий нет)
  • дата и роспись.

Состав и содержание обходного листа может быть разным, но для работника главное, чтобы пометки и данные проверяющих были разборчивыми и соответствовали реальному положению вещей.

Какие отметки ставят?

Есть ряд рекомендаций, позволяющих сделать эту бумагу более солидной:

  • в документе должна содержаться информация об увольняющемся лице и его должности;
  • напротив каждой подписи должна быть дата его составления;
  • если речь идет о передаче дел, то нужно фиксировать календарное число, по состоянию на которое они были учтена и подытожены;
  • если вопросов к уходящему не возникло, нужно проследить, чтобы формулировка данной мысли была однозначной «Претензий и замечаний нет».

Что делать, если не подписывают обходной лист?

Если кто-то из глав отделов отказался подписать «бегунок», то уходящий сотрудник может не расстраиваться. Здесь нужно вспомнить, что ТК РФ при возникновении сомнений, обязателен ли обходной лист при увольнении, становится на сторону работника. Не захотели подписать документ, и не надо.

Другое дело, что человек должен найти другой способ сдать дела, материальные ценности или документы. В случае, когда принимающая сторона отсутствует или отказывается от выполнения своих обязанностей, можно воспользоваться услугами почты (обязательно с описью вложения) или нотариуса, передав архив ему на хранение.

Срок хранения документа

Поскольку обходной лист не утвержден законодательно, срок его хранения не установлен. Но исходя из требований ст. 392 ТК РФ, хранить его лучше не менее 2 лет, поскольку кодекс дает работодателю право обратиться в суд в течение года с дня обнаружения материального ущерба или недостачи. Если инвентаризация на предприятии – явление нечастое, то лучше оставить свой экземпляр «бегунка» нетронутым еще пару лет.

Последствия увольнения без обходного листа

Никаких негативных последствий от того, что работник отказался бегать по этажам с целью получить очередной автограф, не может быть, потому что обходной лист при увольнении – дело добровольное. Опасаться нужно неправильной или неполной передачи дел или недостачи при инвентаризации. Если в этом вопросе у работника нет никаких проблем, то задерживать его на работе до предоставления обходного или не выдавать ему на этом основании деньги работодатель не имеет права.

Обходной лист в процедуре увольнения – просто форма уведомления и метод самодисциплины, а не наказания сотрудников. Но не стоит решительно и наотрез отказываться от его оформления. При грамотном подходе это орудие станет, скорее, способом обороны для специалиста, чем нападения для его начальства.

Остались вопросы по теме Спросите у юриста

конфиденциальнооперативнобесплатно

Задать вопрос

Город

Имя

Телефон

успешно отправлено

Сообщение доставлено

мы перезвоним в течение 5 минут

Задать ещё вопрос

Увольнение Количество просмотров 423 Количество комментариев 2 Автор Your Choice Дата публикации 17.03.18

2 комментария

  • Evgeniy Svetlichnyy

    Здравствуйте. Попадал однажды в такую ситуацию. Когда увольнялся из организации, мне пихали обходной лист. На вопрос: могу ли я его не подписывать?(срочно нужно было уезжать) Ответили: на свой страх и риск! И при переводе мне на карту расчетных, с меня были удержаны некоторые суммы. Я связался с бухгалтерией и знакомая мне сказала, что с меня списали деньги за комплект ключей, убитую застиранную форму, и еще за какое-то барахло. Эта мелочность меня просто убивает, на сколько это правомерно, куда обратиться с жалобой и что для этого необходимо?

    Ответить
    • Lawyer

      Здравствуйте! Вы должны были проверить, что подписываете. С вас могли удержать за форму, если имелись нарушения. Если же удержание произошло без оформления документально, то средства можно вернуть.

      Ответить

Добавить комментарий

Войти с помощью