Сложные юридические вопросы доступным языком

Москва и область:+7 (499) 938-42-57
Ленинградская область:+7 (812) 467-32-98
Бесплатная горячая линия

Электронная трудовая книжка 

электронные трудовые книжки 

Современные электронные трудовые книжки придут на смену своим традиционным собратьям. С таким сообщением выступил Савва Шипов — заместитель министра экономического развития РФ на очередном заседании «Евразийской недели 2017» в городе Астана.

Нововведения в трудовом законодательстве

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
  • Позвонить:

Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь, сегодня они коснулись почти каждой сферы нашей жизни. Трудовая деятельность граждан РФ не стала исключением, в скором времени ее затронут значительные изменения.

Еще в 2011 году на пресс-конференции замглавы Минздравсоцразвития Александра Сафонова появились предпосылки к началу компании по замене традиционных бумажных трудовых книжек на электронные. Мысль чиновника заключалась в том, что для достаточной защиты прав работников, достаточно трудового контракта или договора, где точно зафиксировано начало трудовых отношений. После подписания данного документа, фиксируется вступление в трудовые отношения, и работник юридически защищен от возможного обмана работодателя. Возникает вопрос: а как же будет проходить расчет пенсии? Здесь не стоит переживать, все данные персонального учета стажа работы занесены в базу Пенсионного фонда России. Поэтому трудовая не играет никакой роли в формировании пенсии.

Вопрос долго обсуждали, но вскоре убрали в долгий ящик. Вновь о реформе трудовых книжек заговорили в рамках программы «Цифровая экономика России». Инициатором перевода трудовых книжек в электронные стало Министерство социальной защиты РФ. Теоретически реформа уже готова к работе, и подписана 28 июля 2017 года премьер-министром Дмитрием Медведевым. К слову сказать, никто не собирается сразу отменять привычные для нас бумажные трудовые, переход будет проходить плавно.

Уже началась разработка концепции интерактивного взаимодействия между нанимателем и подчиненным. Формулировкой концепции занялось экономическое ведомство РФ. Главными аспектами в работе над нововведением станет:

  • Разработка стандартных документов, регламентирующих электронные трудовые отношения;
  • Работа над формулировкой принципов безбумажных отношений работодателя и подчиненных;
  • Создание электронной формы для заключения трудового договора.

Полноценно планируется запустить реформу для введения электронных трудовых книжек уже к 2020 году, а уже к 2022 году в такой системе будет работать около 60% работодателей.

Особенности нового формата трудовой книжки

Еще в далеком 1919 году, когда трудовая книжка только появилась в России, она стала основным документом, содержащем все данные о трудовом пути гражданина РФ. Таковой она остается и по сегодняшний день. В нее записываются и сохраняются официальные данные о назначениях, переводах, увольнениях и наградах человека. Законодательно трудовая книжка поддерживается «Постановлением правительства РФ о трудовых книжках №225 от 16 апреля 2003 года.

Современная электронная трудовая книжка будет наделена следующими особенностями:

  • В специализированной базе будут храниться файлы с персональными данными о трудовой деятельности каждого человека;
  • База будет иметь свой сайт с современной навигацией, это позволит быстро находить нужные сведения;
  • Понадобится масштабный сбой системы, чтобы все данные пропали, но благодаря современным технологиям, это практически невозможно;
  • Система электронных трудовых книжек ускорит работу Пенсионного фонда и других социальных министерств.

Отличия от бумажного формата

Трудовые книжки станут электронными, и мы избавимся от массы проблем, связанных с их бумажными версиями. К примеру, бывший работодатель сделал в трудовой запись об увольнении по «некрасивой» статье, это обычно значит, что человеку будет трудно вновь устроиться на работу. Также работодатель может попросту забыть оставить какую-либо отметку об увольнении, такой прецедент лишит человека возможности встать на биржу труда и возникает риск потерять право пользоваться услугами органов социальной защиты. Если через судебные органы доказать несостоятельность статьи увольнения, запись из трудовой никуда не денется. Поэтому в любом случае о нормальном трудоустройстве можно забыть.

Переход на электронные трудовые книжки поможет избежать тягостного восстановления документа. Также традиционный формуляр, выполненный из бумаги, со временем начинает рваться или вовсе теряется. А значит, исчезнут и многие важные данные, которые придется восстанавливать, просиживая в длинных очередях. Кстати, можно и безвозвратно потерять информацию о прошлых трудоустройствах по причине ликвидации прежнего места работы. Намеренная порча и утрата трудовой книжки, также не позволит пропасть важным данным – все они будут внесены в специальную базу. Поэтому так необходим законопроект о переходе на электронные трудовые книжки.

образец записи в трудовой книжке

Содержание книжки

Трудовой документ в современном электронном исполнении будет содержать в себе тот же спектр данных о работнике. Вот полный перечень сведений, который будет внесен в электронную трудовую по проекту 2017 года:

  • Название учебного заведения и уровень образования;
  • Полный трудовой стаж;
  • Организации, в которых человек работал в прошлом и перечень занимаемых ранее должностей;
  • Причины, по которым человек был уволен;

Не стоит переживать, главная суть документа о трудоустройствах не изменится, и он по-прежнему останется главным для работающего гражданина Российской федерации.

Чтобы более наглядно увидеть отличия между интерактивной трудовой книжкой и ее бумажным предшественником, рассмотрим  информацию в виде таблицы.

Аспекты для сравнения двух видов трудовых книжек Нюансы в работе с  электронной трудовой книжкой Нюансы в работе с  традиционной трудовой книжкой
Способ ведения учетных данных Рациональное и безопасное хранение информации в специализированной базе сведений. Информация о трудовом стаже работника вносится вручную, а значит нельзя исключать человеческий фактор.
Как происходит ведение информации? Удобное введение данных через электронное устройство (например, через ПК) Вся информация заполняется вручную.
Возможна ли автоматизация процесса? Автоматизация данного процесса исключит возможную потерю некоторых данных. Автоматизация данного процесса недоступна.
Возможна ли интеграция с другими базами данных? Предусматривается интеграция с другими базами данных, что также решит многие проблемы. В рамках данной программы не предусмотрена удобная и упрощенная система интеграции с другими госслужбами.

Главные причины изменения формата трудовых книжек

В большинстве государств Европы давно уже отошли от использования трудовых книжек, их полностью заменили базами данных. В нашей стране у потребителей также накопилось множество негативных отзывов о бумажных трудовых, вот некоторые из них:

  • Имеется огромный риск утери или порчи документа, а его восстановление занимает много времени и сил;
  • Бланки трудовых часто подделывают, а образцы для этого продают через сеть Интернет – нелегально;
  • Большие затраты на подготовку и заверение копий, на заполнение и хранение.

За последние несколько лет вопрос трудовых книжек уже неоднократно поднимался, но никаких существенных изменений не происходило. Сейчас же тему обсуждают все более активно, и сама программа по искоренению классических трудовых книжек становится более лояльной. К примеру, чиновники уже готовы идти на уступки и не отменять полностью бумажный вариант, они предлагают – к 2018 году у вас может появиться электронная трудовая книжка, как альтернатива старому образцу.

Привычные для нас трудовые неудобны для работодателей – тратиться много «человеко-часов» на заполнение и обработку данных; неудобна работа с бумажными формулярами и Пенсионному фонду, которому приходиться собирать и вносить необходимые сведения в свою базу вручную; неудобно и самим трудящимся, ведь при потере формуляра придется потратить уйму сил на его восстановление. Поэтому трудовая книжка в электронном виде – это не прихоть, а вынужденная необходимость.

Плюсы и минусы новой системы

Важно отметить, что некоторые эксперты опасаются, что даже попытки перевести систему трудовых книжек в электронный формат может повлечь за собой неразбериху и полнейший хаос. Это может произойти из-за неумения некоторых организаций и государственных ведомств работать слаженно, обмениваться необходимыми данными, а не разобщенно двигаться каждый в своем направлении.

У новой системы есть и свои минусы, и свои плюсы. Чтобы понять, почему до сих пор не принято окончательное решение по этому вопросу рассмотрим основные положительные и отрицательные моменты этого законопроекта.

Из положительных моментов можно отметить:

  • Удобство в быстром и полностью автоматизированном заполнении формуляров;
  • Удобная интеграция государственных служб и системы трудовых книжек;
  • Вся информация о сотруднике логично упорядочена и надежно сохранена в базе данных;
  • Сводится на нет риск возможной ошибки, опечатки или потери данных;
  • При увольнении не возникает проблем с возвратом трудовой книжки.

При том, что новая система очень удобна и практична, существуют и минусы в ее работе. К примеру, такой нюанс как положенная двухнедельная отработка, после увольнения по собственному желанию. Недобросовестный работник может не выполнить этого условия, так как его уже не будет удерживать на старом рабочем месте то, что трудовая все еще находится в отделе кадров. Все-таки классический вариант трудовой дисциплинирует работника в этом плане. Из основных минусов новой системы можно отметить:

  • Сложно предположить, с учетом наших реалий, сколько времени понадобиться для перехода на данную систему;
  • Также есть опасения ошибок в расчете пенсии на первых этапах работы законопроекта;
  • При начале работы с программой возможны ее ошибки, которые в дальнейшем будут исключены, но на первых этапах принесут немалые проблемы;
  • На первых этапах не будет механизма четкого руководства и контроля со стороны самих работников за внесением сведений в электронную базу;
  • Нет продуманного и четкого плана занесения изменений в базу на основании заявлений от работников и жалоб;
  • Значительные финансовые затраты со стороны государственного бюджета;
  • Низкая защищённость базы данных на первых этапах работы, пока будут выявлены все слабые места системы, может быть нанесен непоправимый урон;
  • Длительный процесс переноса информации с бумажных носителей в базу;
  • Возможный сбой системы и потеря всех данных.

Именно эти причины не дают прийти к единогласному решению по принятию законопроекта о том, чтобы электронные трудовые книжки появились у каждого уже в 2017 году. И хотя полная ликвидация формуляра старого образца приведет к решению всех связанных с ним проблем, переход к новой системе буде крайне дорогостоящим предприятием для государственного бюджета. Если же попытаться снизить расходы, связанные с законопроектом, то это повлечет за собой атаки хакеров и потерю данных и как следствие крах системы хранения информации о трудовой деятельности граждан РФ.

Полный отказ от бумажных носителей в трудовом законодательстве, возможен только при полном переходе всей системы документооборот, а затем должна будет пройти интеграция новой программы в систему с Пенсионным фондом и ФНС. А после этого самым важным и ресурсозатратным станет вопрос об информационной защите всей этой системы.

Остались вопросы по теме Спросите у юриста

конфиденциальнооперативнобесплатно

Задать вопрос

Город

Имя

Телефон

успешно отправлено

Сообщение доставлено

мы перезвоним в течение 5 минут

Задать ещё вопрос

Трудовое право Количество просмотров 167 Количество комментариев 1 Автор Dmitriy1 Дата публикации 15.10.17

Похожие записи

1 комментарий

  • Рипсимэ

    Изначально систему планируют опробовать на небольших предприятиях, численность которых не превышает 15 сотрудников. Далее в течение 2018 года будут подключать более крупные компании с численностью персонала от нескольких сотен до нескольких тысяч работников. Не секрет, что электронная база данных будет «сырой», причем никто не гарантирует ее безопасность. Некоторые специалисты уже сейчас заявляют, что опытные хакеры смогут без серьезных проблем взломать систему, после чего внести туда требуемую информацию или обнародовать полученные сведения.

    Ответить

Добавить комментарий

Войти с помощью