Сложные юридические вопросы доступным языком

Москва и область+7 (499) 938-42-57
Санкт-Петербург и область+7 (812) 425-61-70
Бесплатная горячая линия

Как и куда можно пожаловаться на коллекторов?

Коллектор и должник

Коллекторские агентства — частные организации, задачей которых является взыскание кредитной задолженности на основании агентского или договора цессии. С 2017 года правительство РФ значительно ограничило эти компании в действиях. Теперь они должны соблюдать новые правила в общении с лицами, бравшими кредит, но по каким-то причинам не сумевшими погасить его в срок. Если законы будут нарушены, подается жалоба на коллекторов. Если нарушение будет выявлено, виновных ожидает административное или уголовное наказание.

Законодательная база

Передача долга агентствам происходит по закону, это прописано в договоре. Однако банки не указывают в документах «коллектор», используют завуалированную формулировку.

Коллекторы должны действовать по правилам:

  • собирать информацию законным образом;
  • предоставлять документацию, которая дает право действовать от имени банка;
  • при звонках по телефону обязательно представляться и прочее.

Все это прописано в ФЗ РФ №230.

Что могут коллекторы, а что нет

На первых этапах взыскания по кредиту используются следующие способы:

Сотрудники агентства могут звонить должнику не чаще 2 раз в неделю: по будням с 8 до 22, по выходным с 9 до 20. Смс, почтовые и электронные уведомления должны приходить на телефон не более 4 раз в 7 дней.
Если кредит и дальше не оплачивают, коллекторы вправе нанести визит домой или на работу для переговоров. Делать это они могут не чаще 1 раза в неделю. При этом представители агентства не должны оказывать моральное или физическое давление.

Если никакие мирные способы решения проблемы не принесли результата, на должника подают в суд. Заемщику придется оплачивать не только кредит, но и услуги адвоката.

Причины жалобы на коллекторов

Подать заявление можно, когда:

  1. звонки поступают в неположенное время;
  2. коллекторы наносят визиты чаще, чем положено;
  3. отсылают электронные письма, почтовые уведомления, смс более 4 раз в неделю;
  4. при личном обращении не представляются, не показывают документы от банка;
  5. наносят визиты или звонят родственникам, начальству, хотя вы не давали на это письменного согласия;
  6. психологически давят, шантажируют, угрожают;
  7. применяют физическую силу в отношении заемщика, портят его имущество;
  8. ведут диалог с инвалидами 1 группы, пациентами, находящимися в стационаре, несовершеннолетними (за звонки и визиты к этим категориям граждан ждет административная ответственность).

Куда обращаться

Для начала нужно попробовать решить вопрос мирным путем и обратиться к руководству коллекторского агентства. Административное наказание составляет 500 000-2 000 000 рублей. Такой штраф нанесет существенный ущерб организации. При серьезной провинности агентство закроют. Поэтому руководство постарается решить вопрос мирно. Если обращение к дирекции не помогло, нужно жаловаться в вышестоящие инстанции.

ФССП

Обратиться в ФССП можно:

  • оставив жалобу в устной форме на горячей линии: 8 (800) 250-39-32 (круглосуточно, звонок бесплатный для всех регионов РФ);
  • нанеся личный визит или отослав Почтой России: 107996, г. Москва, Кузнецкий мост, дом 16/5, корпус 1;
  • отправив через интернет по ссылке.

Адреса и телефоны Федеральной службы судебных приставов в вашем регионе есть на сайте по ссылке. Образец жалобы вы можете посмотреть на фото ниже.

Образец жалобы на коллектора

НАПКА

Сюда подают жалобу следующим образом:

  • посетив НАПКА лично или отправив письмо с уведомлением: г. Москва, Ленинградский проспект, дом 47/2, офис 438;
  • позвонив по номеру: + 7 (985) 760-48-10;
  • оставив обращение на официальном сайте по ссылке.

Роспотребнадзор

Заемщик не может пожаловаться в роспотребнадзор на самих коллекторов, только на банк. Поэтому при написании заявления указывается, что правонарушение стало следствием некачественных услуг кредитора (например, передача долга без извещения, нарушения процедуры перехода кредита и т.д.).

Подать жалобу можно:

  • написав письмо или нанеся личный визит: г. Москва, Вадковский переулок, дом 28, строение 5 или 7, 127994;
  • позвонив по телефону: +7 (499) 973-26-90;
  • заполнив онлайн на сайте по ссылке.

На указанном ресурсе также можно посмотреть адреса и телефоны территориальных подразделений Роспотребнадзора. Скачать образец жалобы можно по ссылке.

Полиция

Правоохранительные органы, если будет обнаружено грубое нарушение, вправе привлечь коллекторов к уголовной ответственности. Заявление нужно писать в отделе полиции по месту жительства. Уточнить адрес и контактный телефон можно по номеру: 102. Образец написания жалобы на коллекторов в полицию вы можете скачать по ссылке.

ЦБ РФ

В Центральный банк можно обратиться следующими способами:

  • написать письмо или посетить головной офис лично: г. Москва, ул. Неглинная, дом 12, 107016;
  • отправить факсом: +7 (495) 621-64-65;
  • позвонить на горячую линию: 8 800 300-30-00, +7 (499) 300-30-00 (по рабочим дням);
  • заполнить форму обращения онлайн по ссылке.

Узнать адреса и телефоны территориальных подразделений можно по следующей ссылке.

Роскомнадзор

В эту инстанцию жалуются следующим образом:

  • отправив претензию по почте или отнеся лично по адресу: г. Москва, Китайгородский пр., дом 7, строение 2, 109074;
  • позвонив по телефону + 7 (495) 983-33-93;
  • отослав на электронный ящик rsoc_in@rkn.gov.ru;
  • заполнив онлайн в интернет-приемной по ссылке.

Контактные данные Роскомнадзора в вашем регионе можно посмотреть на сайте по ссылке.

Суд

Подать иск можно:

  • отправив письмо: г. Москва, ул. Поварская, дом 15, 121260;
  • посетив Верховный суд РФ лично: г. Москва, ул. Поварская, дом 13;
  • через официальный сайт по ссылке.

Контактные данные судов в вашем регионе можно посмотреть на интернет-ресурсе по ссылке.

Прокуратура

Заявление в прокуратуру подается:

  • при личном визите или отправкой письма по почте: 125993, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, дом 15 А;
  • звонком по номеру: + 7 (495) 987-56-56;
  • через виртуальную-приемную по ссылке.

Узнать адреса и номера телефонов в вашем регионе можно на официальном интернет-ресурсе по ссылке. Образец заявления в прокуратуру вы можете скачать по ссылке.

Как составить жалобу, что учесть

Служба федеральных приставов ведет реестр, контролирует работу организаций, которые занимаются взысканием кредитной задолженности. ФССП может начать внеплановую проверку, если на фирму поступила жалоба.

НАПКА — национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств. Ее задачей является развитие цивилизованного рынка по сбору просроченных кредитов. Поэтому ущемленный в правах должник может рассчитывать на защиту этой организации.

Обратиться в Роспотребнадзор можно только в течение 1 года после заключения кредитного договора. При нарушении потребительских прав банк привлекут к административной ответственности, это будет играть роль при передаче долга коллекторам. Также эта инстанция окажет юридическую помощь, если вы захотите подать в суд.

В полицию, Прокуратуру обращаются в криминальных случаях:

  • порча имущества;
  • угрозы;
  • применение силы;
  • вымогательство;
  • мошенничество, обман.

Обращение в эти органы схожи. Но Прокуратура имеет больше полномочий и может провести проверку на законность деятельности банка и коллекторского агентства.

При обращении в правоохранительные органы необходимо предоставить доказательства правонарушения со стороны коллекторского агентства. В тексте заявления необходимо указать:

  1. когда и где произошла встреча или телефонный разговор с коллектором;
  2. чем закончился конфликт;
  3. Ф.И.О., описание внешности, во что был одет нарушитель;
  4. название агентства, интересы которого представлял и т.д.

Пожаловаться в Центробанк можно не во всех случаях. ЦБ предоставляет защиту, когда банк неправильно составил договор на продажу кредита, разгласил информацию о его существовании и т.д. При угрозах, физическом насилии, порче имущества он помочь не в силе.

Роскомнадзор защищает персональные данные граждан. Инстанция может привлечь коллекторов к административной ответственности, оштрафовать, принудить исправить нарушения. В Роскомнадзор можно обращаться, когда незаконно используют номера должников, звонят родственникам, начальству и т.д.

Жалоба в суд приобретает статус искового заявления. В этот орган необходимо обращаться, когда другие инстанции ничем не смогли помочь. Нужно быть готовыми к тому, что суд не только накажет коллекторское агентство, но и обязует заемщика погасить долг.

Жалоба на коллекторов пишется в свободной форме, но по плану:

  • полное наименование и адрес органа, куда она подается;
  • Ф.И.О., контактные данные заявителя;
  • название документа: заявление, жалоба, претензия;
  • описание образования задолженности;
  • действия коллекторов;
  • ссылки на законодательство;
  • требования, просьбы по решению вопроса;
  • список прикладываемых материалов и документов, подтверждающих правонарушение;
  • дата, подпись.

В жалобе или иске на коллекторов можно ссылаться на следующее: Оскорбления, унижение: Ст. 151 ГК РФ. Силовые действия: Ст. 213 ГК РФ. Действия коллекторского агентства, когда в договоре кредитования оно не упоминается: Ст. 163 ГК РФ.

Если вы плохо разбираетесь в законах, при составлении жалобы лучше прибегнуть к услугам опытного юриста. Он поможет написать претензию с соблюдением всех правил.

В жалобу нельзя употреблять нецензурную лексику, оскорбления. Она пишется четким почерком или набирается на компьютере. В тексте отсутствуют грамматические, пунктуационные, стилистические ошибки. Обязательно указывается отправитель. Если не принять перечисленное во внимание, заявление не примут к рассмотрению.

Макарова Наталья Николаевна

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

Остались вопросы по теме Спросите у юриста

конфиденциальнооперативнобесплатно

Задать вопрос

Город

Имя

Телефон

успешно отправлено

Сообщение доставлено

мы перезвоним в течение 5 минут

Задать ещё вопрос

Жалобы Количество просмотров 269 Количество комментариев 0 Автор Дежурный Юрист Дата публикации 27.12.18
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
Загрузка...

нет комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью