Сложные юридические вопросы доступным языком

Москва и область+7 (499) 938-42-57
Санкт-Петербург и область+7 (812) 425-61-70
Бесплатная горячая линия

Что такое налог, кто и в каком размере должен его оплачивать?

В современных государствах налог – это способ пополнения казны. Закон обязывает всех граждан производить отчисления в бюджет. Денежные средства идут на реализацию выбранных государством целей и исполнение обязательств перед гражданами. Однако далеко не все лица представляют, что такое налог.

Доктринальное определение налога

Налог – обязательный платёж в пользу государства. Он взимается принудительно. Получением денежных средств занимаются органы государства различных уровней. Вносить средства в бюджет обязаны юридические и физические лица. Процедура выполняется для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Не стоит путать налоги с пошлинами. Платежи, входящие в первую категорию, являются безвозмездными. Их альтернативой выступают пошлины, которые представляют собой условия для вступления в определенные юридические правоотношения. Производить платежи в казну государства необходимо с соблюдением норм действующего законодательства. В современных странах присутствует система налогообложения. Она состоит из методов установления платежей в казну, особенностей их корректировки, отмены и взимания.

Некоторые категории граждан могут рассчитывать на льготы. Список налогов фиксируется в действующем законодательстве РФ. Органы власти не могут вводить дополнительные сборы, если это не предусмотрено действующим законодательством. Аналогичные правила действуют и в отношении установленных ставок.

Каждый официальный налог состоит из определенных элементов. От них зависят принципы построения отчислений в казну государства и выполнения процедуры погашения. Налог состоит из следующих элементов:

  • базы и единицы обложения;
  • объекты и налогоплательщики;
  • льготы и срок, в течение которого необходимо произвести отчисления в казну государства;
  • источник поступления средств в казну государства и порядок их внесения.

Не все отчисления в казну государства считаются налогами. Платёж должен иметь ряд признаков.

Признак Пояснение
Обязательный характер Вносить денежные средства в казну государства обязан каждый гражданин. Действующие положения закреплены в Конституции РФ. Сумма не считается благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе самостоятельно решать, хочет ли он производить отчисления.
Платёж имеет нецелевой характер Налог выступает основной частью доходов государства и муниципальных образований. Деньги требуются для реализации внутренней и внешней политики, а также обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан.
Отчисление осуществляется безвозмездно Налог не влечет за собой возникновения встречной обязанности у государства. Получив деньги, оно не должно совершить определенные действия в отношении налогоплательщика. Человек не получает какую-либо материальную выгоду. Однако он имеет право использовать социально-культурные блага, которые могут существовать лишь благодаря налогам.
Отчисление производится только при помощи денежных средств Материальные взносы не принимаются. Платёж можно осуществить наличными или перевести в безналичной форме. Расчёт производится в валюте РФ.

В РФ осуществляется налоговый учёт. Он бывает для организаций или физических лиц. Выполнением процедуры занимаются специализированные органы. Они контролируют процесс отчислений в бюджет государства. Если установленный порядок нарушен, лицо привлекут к ответственности.

Виды налога

Виды налогов существенно различаются друг от друга. Они могут взиматься непосредственно с гражданина, закладываться в стоимость продукции, зависеть от полученной прибыли или списываться с определённой категории плательщиков.

Какие бывают виды налога

Прямой налог

Разновидность отчисления взимается с имущества, находящегося в собственности гражданина, или с полученного дохода. Примером выступает налог на прибыль. Его обязаны вносить компании, банки и учреждения. В РФ прямой налог применяется с 1995 года. Фирма обязана предоставить в пользу государства 20% от полученной прибыли.

Налогообложению подлежат и обыватели. Однако они обязаны вносить прямые налоги, если имеют в собственности движимое имущество, входящее в определенную категорию. Это транспортное средство. Отчисления взимается с автомобилей, моторных лодок, самолётов и прочих разновидностей средств передвижения.

Размер отчислений в бюджет устанавливают субъекты РФ. Всё это приводит к тому, что показатель может существенно различаться в зависимости от места проживания гражданина. Оплату необходимо производить единожды в год. Если деньги не предоставлены своевременно, происходит начисление пени. В результате размер выплаты существенно повышается. Поэтому эксперты советуют не затягивать с ее произведением.

Косвенный налог

Разновидность платежа включается в стоимость товара, представляя своеобразную надбавку к его цене. В результате гражданин производит отчисления в бюджет, не догадываясь об этом. Показатель напрямую зависит от полученного дохода организации. В свою очередь косвенные налоги делятся сразу на несколько разновидностей. Это могут быть акцизы, таможенные пошлины и прочие отчисления в казну государства.

Подоходный налог

Показатель напрямую зависит от прибыли, полученной гражданином. В свою очередь платеж представляет собой разновидность прямого налога. Подоходные отчисление в казну государства бывают:

  • пропорциональная;
  • прогрессивная;
  • регрессивная.

Важно! Размер ставки закреплен в действующем законодательстве. В РФ показатель составляет 13%. Однако в других государствах сумма налога может быть больше или меньше. Лица обязаны предоставлять платежи с любой полученной прибыли. Денежные средства, которыми удалось обзавестись в результате выигрыша в лотерее, также подлежат налогообложению.

Аккордный налог

Разновидность отчисления в казну государства не зависит от того, какое количество денежных средств лицо смогло получить. Произведённые покупки также не влияют на показатель.

Основные функции налогов

При помощи налогов удается реализовать сразу четыре функции:

  1. Регулирующая. Позволяет решить те или иные задачи, которые необходимо достичь в процессе ведения экономической политики государства. Отчисления в бюджет стимулируют, или тормозят развитие экономики. В первом случае осуществляется поддержка ряда экономических процессов. Добиться цели удаётся с помощью льгот. Ряд граждан могут быть освобождены от налогообложения. В современной системе присутствует большое количество льгот. Обычно они предоставляются незащищенным слоям населения и малому бизнесу. Стимулирующая функция обладает противоположным эффектом. Она препятствует выполнению каких-либо экономических процессов. Если речь идет о производственной функции, выполняется восстановление ресурсов. Примером подобного выступают платежи, направляемые на воспроизводство сырьевой базы.
  2. Фискальная. Эта функция считается основной. Она появилась еще во времена зарождения налогообложения. С ее помощью удаётся формировать бюджет. Реализация функции производится с помощью санкций и налогового контроля. В результате удаётся добиться стабильности сборов. Чтобы государству было проще реализовывать функцию, создаются отдельные организации, в обязанности которых входит осуществление процедуры.
  3. Контрольная. С ее помощью государство добивается своевременного внесения средств в бюджет. Дополнительно осуществляется анализ выполненных перечислений и их сопоставление с суммами, необходимыми для реализации поставленных целей.
  4. Распределительная. Иногда ее называют социальной. Суть функции состоит в перераспределении полученных доходов. Средства, которые были перечислены в казну государства в качестве налогов, предоставляются слабым и социально незащищенным категориям граждан.

Налоговая нагрузка, налоговое бремя

Налоговая нагрузка нередко измеряется в виде доли отчислений в пользу государства ВВП. Уровень показателя меняется в зависимости от государства. Периодически информация публикуется. Сбором данных занимается организация экономического сотрудничества и развития. Однако учреждение приводит данные лишь о странах, которые входят в её состав. Налоговая нагрузка варьируется от 23,7% до 82% от ВВП. Наименьший показатель наблюдается в Турции. Выше всего обозначение параметра в России.

Отдельно выделяют понятие фактической налоговой нагрузки на экономику. Она представляет собой количество платежей государству, которые были осуществлены за определённый период. Статисты определяют разницу между фактической и номинальной нагрузкой. Показатель позволяет понять, насколько сильно физические и юридические лица уклоняются от налогового бремени. Чем выше показатель, тем большее количество лиц уклоняется от платежей.

Присутствуют и другие варианты понятий, связанных с показателем. Так, существует налоговая нагрузка на компанию. Она представляет собой платежи, которые фирма осуществила в пользу государства, в соотношении к сумме полученного дохода. В роли реального плательщика отчислений в пользу государства выступают лица, владеющие имуществом, облагаемым налогом, или граждане и учреждения, использующие его. В первом случае потребность внесения суммы бюджет возникает из-за самого факта наличия объекта. Человек может не использовать его. Однако это не избавит лицо от потребности выполнения процедуры. Во второй ситуации потребность в отчислениях платежей появляется лишь в случае, если компания использует объект налогообложения.

В России применяется показатель налоговой нагрузки. Он позволяет проанализировать уровень отчислений, которые вносят хозяйственные субъекты в пользу государства. Процедура выполняется для контроля уровня выплат и определения лиц, уклоняющихся от платежей. Расчет налога осуществляется по формуле. Она представляет собой соотношение уплаченных платежей и оборота. Во внимание принимаются данные местных подразделений ФНС и Росстата. Ежегодно устанавливаются предельные значения показателя. Оно напрямую зависит от отрасли народного хозяйства.

Влияние налогов на экономику

Причины потребности в установке налогов могут существенно различаться. С помощью манипуляции государство выполняет перераспределение доходов населения и устраняет ряд экономических эффектов. Причём воздействие производится как на микро, так и на макроэкономических уровнях.

Во второй ситуации отчисления в пользу государства дают возможность регулировать совокупный спрос и предложение. Чтобы повысить их, достаточно снизить налоговое бремя. Это предоставит домохозяйствам больше дохода для потребления. В результате его уровень повысится. Это в свою очередь повлечет рост совокупного спроса.

Государство применяет метод, чтобы стимулировать развитие экономики. Обычно процедура используется, если присутствует необходимость вывести государство из экономического цикла. Альтернативой процедуры выступает сдерживающая политика. Она осуществляется для устранения так называемого перегрева. Чтобы выполнить процедуру, представители уполномоченных органов начинают повышать процент отчислений в пользу государства.

Это интересно! Столкнувшись с подобным явлением, производители начинают сокращать предложение. Дело в том, что налоги влекут за собой возникновение дополнительных издержек. Это отражается на совокупном предложении, снижая его.

Если оценка производства показателя производится с точки зрения финансового менеджмента, налоговое бремя бывает прямым и косвенным. В первом случае формирование осуществляется на уровне расходов. Их исчислением занимается действующий субъект. Если допустить возможность включения в сумму расходов на погашение платежей по заемным средствам, это стимулирует развитие организаций, которые используют агрессивную финансовую стратегию. Фирмы, придерживающиеся консервативных методов, будут вытеснены с рынка. Снижение процентов изменит ситуацию в противоположную сторону. Компания, применяющая агрессивную стратегию, обанкротится, а использующая консервативные методы начнет развиваться.

Консервативное влияние осуществляется с помощью повышения или снижения нагрузки на поставщиков капитала. Если повысить налог, стоимость займов увеличится. В результате осуществляется сдерживание агрессивных учреждений. Если нагрузку снизить, стоимость капитала снизится. Компании с агрессивной стратегией начнут развиваться.

Заключение

Налоги выступают одним из способов получения дохода для государства. Они позволяют влиять на развитие экономики и бизнеса. Сегодня существует большое количество разновидностей платежей. Формы налогов в 2019 году также могут существенно различаться.

Андреева Татьяна Владимировна

Юрист коллегии правовой защиты. Бухгалтер и эксперт по налогам и аудиту с более чем 10-летним стажем.

Остались вопросы по теме Спросите у юриста

конфиденциальнооперативнобесплатно

Задать вопрос

Город

Имя

Телефон

успешно отправлено

Сообщение доставлено

мы перезвоним в течение 5 минут

Задать ещё вопрос

Общие вопросы по налоговому праву Количество просмотров 80 Количество комментариев 0 Автор Андреева Татьяна Владимировна Дата публикации 30.03.19
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
Загрузка...

нет комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью